Обычный ребёнок овладевает речью, естественно, легко и непринуждённо. Дар речи — способность говорить — даётся ему от рождения, от Бога. Подарить способность говорить неслышащему или слабослышащему ребёнку может только учитель, педагог-дефектолог.
Видите ли вы на улицах Читы людей, говорящих на языке жестов. «Глухонемые» — называют их, а они вовсе не немые. Все они, учившиеся в специальной школе, могут говорить. Вообще в современном мире все меньше глухих людей, так как всем неслышащим детям можно установить кохлеарные имплантаты — медицинские протезы, воздействующие на слуховой нерв и позволяющие компенсировать потерю слуха. Кохлеарно имплантированные в раннем возрасте дети в течение двух лет догоняют своих сверстников, слышат и начинают хорошо говорить.
Неслышащих и слабослышащих детей учат слышать звуки мира и выставляют каждый звук педагоги-дефектологи и сурдопедагоги. В Чите слабослышащие и неслышащие дети учатся в ГОУ Центр специального образования и развития «Открытый мир».
История современного Центра началась в октябре 1923 года, 100 лет назад, когда по решению губернского исполкома была открыта школа для обучения глухих детей, с момента открытия этой школы началось коррекционное образование в забайкальском крае.
Много лет понадобилось для того, чтобы изменить отношение окружающих к детям-инвалидам и дать им возможность не только получать образование и профессию, но и становиться полноправными членами общества.
В начале 20 века, после свершения революции 1917 года, в Советском Союзе остро встал вопрос об обучении неграмотного населения. По стране стали открываться школы, и вот здесь заговорили об открытии школ для детей-инвалидов. В Забайкалье инициатором открытия школы для глухих детей стал Николай Иванович Мартынов.
Н. И. Мартынов, выступая с обоснованием открытия школы, отмечал: «Если нормальным детям нужна школа, то глухонемым она нужна тем более, что глухонемой, лишенный слуха и речи, в ней впервые видит свет и научается объясняться – разговаривать с окружающими, сможет облегчить их трудную и безрадостную жизнь без звуков речи».
Находилась школа на улице Ленина. Сегодня здесь располагается кинотеатр «Удокан». Школа взяла на себя не только образовательную функцию, в ней был открыт интернат, в котором проживали дети с нарушениями слуха из Читинского, Амурского, Хабаровского округов и Манчжурии.
В школу принимали детей глухих от рождения, позднооглохших и глухих детей дошкольного возраста.
В этом же году при поддержке Забайкальского Союза глухонемых в школу прибыл первый учитель-специалист по обучению глухих детей разговорной речи – Екатерина Михайловна Казаринова. Она окончила первый курс естественных наук в Париже, владела английским, немецким и французским языками, три года проработала в Ярославском областном институте для глухонемых
Первым директором школы-интерната для глухонемых детей был Николай Иванович Мартынов. Вместе с Казариновой Е.М. они многое сделали для признания Губернскими властями права на существование и развитие школы.
В 1983 году читинская областная школа интернат для глухих детей была разделена на два отдела — школу для глухих детей и школу для слабослышащих детей. В 2009 году на базе школы для слабослышащих детей создали центр дистанционного образования, а в 2010 году вновь произошло объединение двух школ в единый «Центр образования для детей-инвалидов» Забайкальского края. В 2016 году центр переименован в Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».
В настоящее время в центре функционируют пять отделений, в которых получает образование 261 обучающийся – это дети с нарушением слуха, нарушениями речи и расстройством аутистического спектра, дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. В Центре имеются два интерната для начального и основного общего образования, в которых проживают дети из различных районов Забайкальского края.
Педагогический коллектив центра включает 132 педагога, из них 82 имеют специальное дефектологическое образование. Они работают в нескольких отделениях: отделение раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу», отделение начальной школы, отделение основной школы, центр дистанционного образования. С сентября 2019 года центр начал реализацию федерального социально образовательного проекта «УчимЗнаем». Этот проект координирует Юлия Васильевна Глазунова. Региональной инновационной площадкой данного проекта стало отделение детской онкологии гематологии забайкальского краевого онкологического диспансера.
В Центре «Открытый мир» дети учатся по программе «Школы России». Кроме основной образовательной программы педагогами разрабатываются и реализуются адаптированные образовательные программы. У ребят с проблемами слуха ведутся необычные дисциплины – «слуховая работа», «жестовое пение». Кроме того, по программе дополнительного образования, в зависимости от своих интересов и способностей, обучающиеся имеют возможность заниматься в детских объединениях различной направленности: хореографическая студия «Ты и я», студия жестового пения «Душа поёт», кружок «Сувенир», мастерская «Волшебный мир техническое моделирование, кинофотостудия «Объектив», студия «Основы парикмахерского искусства», археологический кружок «ПИК», физкультурно-спортивные секции по футболу, волейболу, бочче, спортивные настольные игры. Также с сентября 2023 года в центре начала работать театрализованная мим-студия «Плюшка». Городские дети находятся в школе-интернате до 17-ти часов. После уроков они занимаются с воспитателями, дети из районов края живут в интернате весь учебный год, уезжая домой только на каникулы.
В центре есть свои СМИ: телестудия «Объектив» и газета «Мы вместе».
Один из важных принципов педагогов Центра — индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети очень разные, у них разная степень тугоухости, поэтому каждому нужен особый подход. Кто-то говорит очень хорошо, кто-то приходит в школу и не говорит вовсе, а за несколько лет обучения начинает говорить, в совершенстве овладевает речью. Это большой, удивительный, творческий процесс. Педагоги умеют подарить слово. А это – самая важная и удивительная человеческая способность, ведь как известно «в начале было Слово». Подарить слово детям – большая заслуга педагогов Центра «Открытый мир».
Обучающиеся и педагоги Центра являются победителями и призёрами различных конкурсов регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровня. В феврале 2023 года на конкурсе «Учитель года Забайкалья» одержала победу и стала лучшим «Педагогом-дефектологом Забайкалья» учитель-дефектолог Центра «Открытый мир» Татьяна Валерьевна Мерик, молодой, современный, творческий педагог.
Выпускники успешно сдают государственную итоговую аттестацию и поступают в различные учебные заведения Забайкальского края и других регионов России. Это свидетельствует о высокой результативности совместной работы коллектива. Выпускники школы становятся зубными техниками, поварами, кондитерами, занимаются ремонтами, работают в цехах РЖД, учатся на режиссёров, становятся блогерами. Они создают семьи и успешно устраивают свою жизнь.
26 и 27 октября в центре «Открытый мир» состоялось масштабное празднование 100-летия школы для неслышащих детей. 26 октября в здании центра на улице Шилова, 32, состоялась Межрегиональная конференция, в которой приняли участие педагоги-дефектологи школ и детских садов Читы и Забайкальского края, а также города Иркутска и Улан-Удэ. Сдокладами выступили: Сергей Тихонович Кохан, директор Регионального Центра инклюзивного образования, Светлана Викторовна Маркова, учитель ГБОУ «СКОШИ 1 и 2 вида г. Улан-Удэ», Светлана Анатольевна Гаврюшкина, учитель ГОБУ «СКОШИ № 9 г. Иркутска», Ольга Викторовна Зонтова, младший научный сотрудник отдела диагностики и реабилитации слуха, сурдопедагог «СПбНИИЛОР» Минздрава России, выступила в видеодокладе.
Коллектив Центра поздравили представитель администрации города Читы Ирина Михайловна Комаровская, Наталья Юрьевна Никифорова, начальник отдела общего, специального образования Министерства образования и науки Забайкальского края, в видеообращении с теплыми словами к коллегам обратилась Ольга Павловна Куприянова.
Педагоги Центра провели мастер-классы по разным направлениям: психологии, дефектологии, сурдопедагогике, технологии и робототехнике.
Директор Центра «Открытый мир» Алексей Александрович Номоконов рассказал о реализации проекта «Дети.Археология.Кино» и провёл экскурсию по этнографическому парку, расположенному на территории школы.
27 октября на сцене школы искусств «Орешки» состоялся праздничный концерт, посвящённый 100-летию школы неслышащих. Сценаристом и ведущей концерта стала старший методист Центра, артистичная и творческая Елена Михайловна Карпова. Гостями праздника стали выпускники, попечители и спонсоры, коллеги, коллектив Центра. Все они говорили поздравительные слова и дарили подарки.
Наталья Юрьевна Никифорова, начальник отдела общего, специального образования Министерства образования и науки Забайкальского края, поздравила педагогов, выпускников и учащихся Центра со знаменательной датой и вручила Благодарственные письма от Министерства образования края: Елене Михайловне Карповой, Татьяне Александровне Ивановой, Людмиле Борисовне Грехуновой, Евгении Михайловне Белокрыловой, Юлии Владимировне Глазуновой, Ольге Ивановне Голомазовой, Рябухе Наталье, Борисенковой Ольге Игоревне, Гаврилюк Анастасии Александровне, Щетининой Людмиле Семеновне.
На праздничном концерте звучали песни, исполненные воспитанниками Центра на жестовом языке, колоритные, хореографические номера, которые поставили учителя ритмики Ольга Васильевна Батурина и Татьяна Викторовна Головастикова.
Многие педагоги работают в центре со школьной скамьи или пришли сюда после окончания пединститута и остались навсегда. Как сказала ветеран школы Галина Михайловна Клопова: «Педагоги либо сразу уходят из школы, либо остаются в ней навсегда». Так, Елена Михайловна Карпова, Оксана Леонидовна Костюкова пришли в школу воспитателями сразу после школы, а потом получили высшее образование и стали учителями. Вся трудовая деятельность связана с Центром «Открытый мир» у педагогов: Елены Владимировны Кожевниковой, Оксаны Владимировны Кривошеевой, Валентины Николаевны Карханиной.
Людмила Борисовна Грехунова – сурдопедагог, работает в Центре уже более пятидесяти лет, она учит детей говорить, произносить звуки, заряжает позитивом, молодостью, бодростью всех коллег и учеников. Эльза Евгеньевна Тарасова тоже трудится в Центре не один десяток лет, сегодня она занимается с ребятами не только слуховой работой, но и выступает в качестве режиссёра школьного кукольного театра. Татьяна Александровна Иванова, заместитель директора по учебной работе отделение начальной школы — интеллигентный, тактичный человек много лет работала учителем русского языка, литературы и истории, добрая, внимательная.
Несколько десятков лет в Центре работает Татьяна Владимировна Кутузова, заместитель директора по воспитательной работе, она отдаёт работе всю себя, обожает глухих и слабослышащих детей, очень требовательный, ответственный добрый человек. Евгения Михайловна Белокрылова — опытный руководитель, заместитель директора по учебной работе, чуткий педагог и наставник, грамотный руководитель. Ольга Ивановна Голомазова заведует отделением раннего дошкольного детства «Шаг навстречу». Ольга Ивановна участвует в различных проектах, реализует, выигрывает многомиллионные гранты.
Оксана Владимировна Кривошеева много лет работает с неслышащими детьми, в совершенстве знает все методы работы с ними. Учителями начальных классов работают выпускница школы Алёна Олеговна Усова и Наталья Николаевна Коренева.
Много в Центре и молодых, сильных и перспективных педагогов: Анна Александровна Гугина, Илона Владимировна Ларионова, Юлия Владимировна Косякова, Надежда Евгеньевна Галкина. Все педагоги сердце отдают ребятишкам с проблемами слуха.
А ребята в школе замечательные, добрые, чистые, немного наивные, непосредственные, открытые. Все они очень желают, чтобы слышащий мир прислушивался, принимал и открывался для них.
Поистине педагоги, учащиеся Центра стали свидетелями и участниками большого исторического события – 100-летия школы. Пусть эта дата станет продолжением прекрасных традиций и началом новых свершений.
Елена МУРАТОВА